Высший административный суд Литвы обратился в Европейский суд по правам человека с просьбой дать консультативное заключение по законодательству об импичменте – вопрос, который является предметом спора в деле, в настоящее время находящемся на рассмотрении в Литве.

Литва является четвертой страной, запросившей такое заключение в соответствии с Протоколом № 16 к Европейской конвенции о правах человека. Франция сделала первый запрос в октябре 2018 года, а ЕСПЧ вынес свое заключение о правах, связанных с суррогатным материнством, в апреле 2019 года. Армения направила второй запрос в августе 2019 года в отношении статьи Уголовного кодекса страны, предусматривающей наказание за свержение конституционного строя, и Суд вынес свое заключение в мае 2020 года. Словакия недавно подала запрос относительно независимости ее механизма рассмотрения жалоб на действия полиции.

Протокол № 16 позволяет высшим судам и трибуналам, как указано государствами-членами, ратифицировавшими его, запрашивать консультативные заключения по принципиальным вопросам, касающимся толкования или применения прав и свобод, определенных в Европейской Конвенции или Протоколах к ней.

Высший административный суд Литвы заявил, что его запрос был сделан в контексте дела, возбужденного бывшим членом Сейма (литовского парламента), котороой был объявлен импичмент и которая снова баллотировалась на выборах в 2020 году. В настоящем деле бывший член Сейма подала жалобу на отказ Центральной избирательной комиссии («ЦИК») зарегистрировать ее кандидатом на выборах в Сейм после постановления Конституционного суда от 2014 года, установившего, что она нарушила присягу и грубо нарушила Конституцию, поскольку не присутствовала на многих заседаниях Сейма.

В частности, по ее словам, в решении ЦИК не было учтено законодательство об импичменте с поправками, внесенными после постановления Европейского суда по делу «Паксас против Литвы» от 2011 года. Так, в данном постановлении Европейский Суд постановил, что постоянное и необратимое лишение бывшего президента права занимать место в Сейме после процедуры импичмента было несоразмерным нарушением Европейской Конвенции.

В данном случае Высший административный суд запросил у Европейского суда указания относительно критериев, которые должны применяться при оценке соответствия действующего законодательства об импичменте статье 3 Протокола № 1 (право на свободные выборы) к Европейской Конвенции.

ЕСПЧ напоминает, что консультативное заключение может быть запрошено только в контексте дела, находящегося на рассмотрении национальных судов. Принятие или отказ в рассмотрении ходатайства остается на усмотрение коллегии из пяти судей ЕСПЧ. В консультативных заключениях Большой Палаты указываются мотивы, однако они не являются обязательными. Заключения публикуются и передаются запрашивающему суду или трибуналу и соответствующей Высокой Договаривающейся Стороне. Судьи также имеют право вынести особое мнение. Коллегия и Большая Палата включают ex officio судью, избранного от Высокой Договаривающейся Стороны, к которой относится запрашивающий суд или трибунал.