Россия освободила дорогу реформе Европейского суда по правам человека.

Многострадальный протокол номер 14.

15 января 2010 года на очередном заседании Госдумы Россия ратифицировала 14 протокол с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Протокол № 14 был подписан РФ в Страсбурге 4 мая 2006 года. Однако в декабре того же года Госдума отказалась его ратифицировать, поскольку у российской стороны был целый ряд вопросов к этому документу.

Россия была единственной из 47 стран Совета Европы, которая без малого 6 лет упорно отказывалась от его ратификации.
Ратификация в российском парламенте стала возможной благодаря тому, что при реформе Страсбургского суда будут учтены интересы России. Так, в случае рассмотрения жалоб российских граждан среди судей будет один россиянин. Кроме того, один российский представитель будет работать в группе, занимающейся надзором за исполнением приговоров ЕСПЧ.

      Среди нововведений, предусмотренных 14-м протоколом, можно выделить пять основных пунктов:

    • возможность отсеивать заведомо неприемлемые иски единоличным решением одного из судей;
    • отказ от рассмотрения жалоб в тех случаях, когда заявитель не понес значительного ущерба;
    • вынесение решения по существу комитетом из трех судей, а не всем составом суда;
    • рассмотрение дела по прецеденту – в исключительных случаях – не в полном составе, а только одним судьей,

и, наконец,

  • избрание судей сроком не на 6, а на 9 лет без права на переизбрание.

Вступление в силу Протокола 14 позволит сократить сроки рассмотрения значительной части жалоб в ЕСПЧ. Это чрезвычайно важно, поскольку до сих пор многие заявители ожидали рассмотрения своей жалобы долгие годы, что в значительно мере уменьшало эффективность ЕСПЧ как механизма защиты прав человека.

В настоящее время около 90% подаваемых в ЕСПЧ жалоб не соответствует критериям приемлемости Суда, и работа с такими жалобами тормозит его работу. В соответствии с Протоколом 14, принимать решения по явно неприемлемым жалобам сможет один судья вместо троих, по явно обоснованным – трое судей, а не семеро, как было раньше.

Это нововведение позволяет надеяться, что ЕСПЧ сможет освободиться от рассмотрения незначительных и необоснованных жалоб и сосредоточиться на делах, связанных с серьезными нарушениями прав человека и основных свобод. Также этому должно способствовать установление нового критерия приемлемости: теперь жалоба может быть признана неприемлемой в связи с тем, что “заявитель не понес существенного вреда”. Хотя остается неясным, как именно будет применяться этот критерий.