15 января и 1 февраля 2021 года, соответственно, Суд получил жалобы по межгосударственным делам Азербайджан против Армении (№ 47319/20) и Армения против Азербайджана (№ 42521/20).

Ранее, 27 сентября и 27 октября 2020 года, в Суд поступили ходатайства о применении обеспечительных мер, поданные соответственно Арменией и Азербайджаном. 29 сентября 20201 ЕСПЧ принял обеспечительную меру в соответствии с правилом 39 Регламента Суда. Считая, что развивающаяся ситуация создает риск серьезных нарушений Конвенции, он призвал Армению и Азербайджан воздерживаться от принятия каких-либо мер, в частности военных действий, которые могут повлечь за собой нарушение прав гражданского населения, предусмотренных Конвенцией, в том числе подвергать жизнь и здоровье риску, и соблюдать свои обязательства по Конвенции, в частности, в отношении статьи 2 (право на жизнь) и статьи 3 (запрет пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания).

В своем заявлении от 4 ноября 2020 года Суд пояснил, что государства обязаны уважать также предусмотренные Конвенцией права тех, кто был захвачен во время конфликта, и тех, чьи права в противном случае могли бы быть нарушены.

Кроме того, Суд получил многочисленные ходатайства в соответствии с Правилом 39 в отношении предполагаемых пленных, поданные правительством Армении или Азербайджана или родственниками пленных. Полученные ходатайства касаются 241 человека, 228 армян и 13 азербайджанцев. Суд предложил правительству-ответчику предоставить информацию о соответствующих лицах.

Одновременно Суд либо приостановил рассмотрение дела в соответствии с Правилом 39, когда Правительство-ответчик предоставило адекватную информацию о своих пленниках, либо применил Правило 39, когда Правительство не предоставило достаточной информации или не предоставило никакой информации вообще.

Вышеупомянутые межгосударственные жалобы содержат утверждения о широкомасштабных нарушениях Конвенции государствами-ответчиками во время боевых действий, начавшихся 27 сентября 2020 года, включая неизбирательные нападения на гражданских лиц, а также гражданское и государственное имущество и инфраструктуру; казни, жестокое обращение и нанесение увечий комбатантам и гражданским лицам; захват и дальнейшее содержание военнопленных; насильственное перемещение гражданского населения в районах, пострадавших от войны. Азербайджан дополнительно заявляет, что Армения несет ответственность за нарушения Конвенции в Нагорном Карабахе и прилегающих территориях с 1992 года, включая продолжающееся перемещение сотен тысяч азербайджанцев из их домов и имущества; жестокое обращение и исчезновение граждан Азербайджана без надлежащего расследования; уничтожение культурных и религиозных ценностей.

Решения об обеспечительных мерах, принятые Судом в соответствии с Правилом 39, предназначены для предотвращения непоправимого ущерба. Они не предрешают приемлемости или существа соответствующих жалоб.