В Германии Европейская конвенция по правам человека (ЕСПЧ) стоит ниже Основного закона ФРГ на уровне простого федерального закона. Какие у этого юридические последствия?

Согласно Европейской конвекции по правам человека страны, ратифицировавшие Европейскую конвенцию, должны неукоснительно соблюдать предписания Конвенции. Решения ЕСПЧ являются обязательными для всех стран и являются прецедентом для дальнейшей правоприменительной практики. Тем не менее, наряду с этим существует ряд стран, которые не единожды игнорировали решения ЕСПЧ, ярким примером, является позиция Германии по делу Лаутси против Италии.

Правительство ФРГ заявило, что не будет исполнять решения ЕСПЧ в части не соответствия нормам национального права ФРГ. Такая позиция Германии имеет вполне правомерный характер. В отличие от многих других Европейских стран, Германия отказалась от принятия концепции верховенства международного права. В Конституции Германии записано, что единым и высшем источником права в стране является Конституция Германии. Наряду с этим международные акты, ратифицированные Германией, имеют силу обыкновенного закона. Таким образом, Федеративная Республика Германия в национальном праве страны закрепила правовую возможность не исполнять часть решений Европейского суда по правам человека.

Возможные риски не исполнения решений ЕСПЧ для Германии.

Конечно, Германия является страной, которая превыше всего чтит права человека и европейские ценности. И, несомненно, авторитет страны, никогда не позволит её исключить из членов Совета Европы. Тем не менее, говоря объективно, не выполнение Германией решений ЕСПЧ является грубым нарушением Европейской конвенции по правам человека, что подразумевает исключение страны из Совета Европы. Совет Европы уже давно имеет право лишить Германию права голоса в Совете Европы, поскольку решения ЕСПЧ в Германии исполняются далеко не все, особенно те которые касаются гуманитарной сферы общества.
Помимо риска быть исключенной из Совета Европы, Германия лишает своих граждан права на защиту основоположных европейских прав человека. Поскольку согласно Федеральному Закону Германии “О применении решений Европейского суда по правам человека в Германии”, Германия может отказаться исполнять решения суда, ссылаясь на несоответствие решения ЕСПЧ внутреннему публичному праву страны. Таким образом, граждане Германии, перестают верить в Европейский суд по правам человека как в действенный механизм защиты их основоположных прав, а, значит, и лишаются международной правовой защиты.

Еще одним негативным последствием несоблюдения предписаний Конвенции будет унификация правовой системы. К примеру, большая часть стран, состоящих в Европейском союзе, стремятся воплотить в жизнь единое правовое поле. Одним из самых главных направлений правовой имплантации является соблюдение Европейской конвенции по правам человека и исполнение решений ЕСПЧ. В том случае, если Германия не поменяет своего отношения к исполнению решений ЕСПЧ, можно говорить о том, что она как страна-основатель Европейского союза, будет осуществлять не начавшийся демонтаж Единой правовой системы Европейского союза.
Так же ещё одним не менее важным негативным последствием для Германии, будет являться правовой дисбаланс национального законодательства. Поскольку Германия часть решений ЕСПЧ все же признает и исполняет, и даже применяет в качестве прецедента, то у практикующих правоведов будет отсутствовать возможность выработать ту или иную практику, ссылаясь на нормы решений ЕСПЧ, что в последствии приведет к разному применению даже внутреннего права страны.

Заключение

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, можно сделать вывод о неспособности Европы, выработать действенные механизмы защиты прав человека. Наличие такой страны как Германия и её позиции в части игнорирования решений ЕСПЧ ставит под большой вопрос единую систему европейских ценностей. Что, в свою очередь, может вызвать цепную реакцию, которая приведет к занижению статуса Европейского суда по правам человека и игнорированию Конвенции по правам человека. Поэтому Совету Европы в срочном порядке необходимо провести переговоры с ФРГ и выработать дальнейшую позицию касательно соблюдения Конвенции по правам человека и исполнения решений ЕСПЧ.