Россия: Реформа Европейского суда по правам человека

Россия освободила дорогу реформе Европейского суда по правам человека.

Многострадальный протокол номер 14.

15 января 2010 года на очередном заседании Госдумы Россия ратифицировала 14 протокол с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Протокол № 14 был подписан РФ в Страсбурге 4 мая 2006 года. Однако в декабре того же года Госдума отказалась его ратифицировать, поскольку у российской стороны был целый ряд вопросов к этому документу.

Россия была единственной из 47 стран Совета Европы, которая без малого 6 лет упорно отказывалась от его ратификации.
Ратификация в российском парламенте стала возможной благодаря тому, что при реформе Страсбургского суда будут учтены интересы России. Так, в случае рассмотрения жалоб российских граждан среди судей будет один россиянин. Кроме того, один российский представитель будет работать в группе, занимающейся надзором за исполнением приговоров ЕСПЧ.

    Среди нововведений, предусмотренных 14-м протоколом, можно выделить пять основных пунктов:
  • возможность отсеивать заведомо неприемлемые иски единоличным решением одного из судей;
  • отказ от рассмотрения жалоб в тех случаях, когда заявитель не понес значительного ущерба;
  • вынесение решения по существу комитетом из трех судей, а не всем составом суда;
  • рассмотрение дела по прецеденту - в исключительных случаях - не в полном составе, а только одним судьей,
  • и, наконец,

  • избрание судей сроком не на 6, а на 9 лет без права на переизбрание.

Вступление в силу Протокола 14 позволит сократить сроки рассмотрения значительной части жалоб в ЕСПЧ. Это чрезвычайно важно, поскольку до сих пор многие заявители ожидали рассмотрения своей жалобы долгие годы, что в значительно мере уменьшало эффективность ЕСПЧ как механизма защиты прав человека.

В настоящее время около 90% подаваемых в ЕСПЧ жалоб не соответствует критериям приемлемости Суда, и работа с такими жалобами тормозит его работу. В соответствии с Протоколом 14, принимать решения по явно неприемлемым жалобам сможет один судья вместо троих, по явно обоснованным - трое судей, а не семеро, как было раньше.

Это нововведение позволяет надеяться, что ЕСПЧ сможет освободиться от рассмотрения незначительных и необоснованных жалоб и сосредоточиться на делах, связанных с серьезными нарушениями прав человека и основных свобод. Также этому должно способствовать установление нового критерия приемлемости: теперь жалоба может быть признана неприемлемой в связи с тем, что "заявитель не понес существенного вреда". Хотя остается неясным, как именно будет применяться этот критерий.