Процедура оценки дела в Европейском суде по правам человека

Жалобы в Европейский Суд (далее ЕС) следует подавать согласно всем установленным аспектам и на необходимом бланке. Неверно оформленные бумаги не имеют силу в ЕС. В случае неосуществимости подачи готовой ламентации в срок можно оформить подготовительное обращение. Оно позволит выиграть время для сбора всей информации.

Если сбор всей документации невозможен, то человек должен аргументировать обстоятельства. Вариантов может быть множество – не выдают копии, получение задерживается и прочее. Сама жалоба обязана отвечать всем определенным общепризнанным нормам.

Жалобу способен предоставить заявитель или его уполномоченное лицо. В последнем варианте следует оформить все предварительные документы. Представленная жалоба должна содержать больше двух страниц с указанием даты и подписи.

Стадия подачи

На данном периоде органы ЕС не могут определить личность подавшего жалобу. После коммуникации жалобы заявитель самостоятельно выбирает представителя. Это может быть юрист, который имеет все основания для практики в указанной стране или сам заявитель. Главное, чтобы человек свободно общался на английском или французском языке. Все письма, отправленные человеком без осведомления представителя, ЕС не принимает.

Полученное осведомление может рассматриваться меморандумом в течение восьми недель. После этого отправляется ответ. Для комментариев дается такой же срок, однако в последнее время, из-за загруженности, его часто сокращают вдвое. После изучения необходимо предоставить:

- примечания и свои соображения;
- условия компенсации;
- позицию насчет соглашения.

После получения всего необходимого ЕС предоставляет свои комментарии и мысли по поводу дела. Все это документируется и отправляется для изучения заявителю.

Рассмотрение жалобы и принятие решения

Полученное заключение ЕС публикует на собственном сайте. Принятое постановление должно быть выполнено соответствующим государством. Оспорить установленные результаты можно в Большой Палате Суда (далее БПС), однако их решение считается окончательным. Для подачи документов в БПС дается три месяца. БПС редко получает подобную документацию, все решается на более ранних стадиях. Большинство стран игнорируют постановление ЕС. Поэтому такие вопросы поступают снова на рассмотрение в ЕС.

Комитет Министров (далее КМ) выставляет определенные требования к государству-ответчику:

1. Предотвращение аналогичных нарушений. Это корректируется внедрением изменений в законодательные распоряжения, либо написанием нового, который исключал бы такие нарушения.
2. Индивидуальные мероприятия. Они затрагивают заявителя. Страна-ответчик должна исправить ситуацию или выдать материальную компенсацию. Материальные средства должны быть выплачены в определенный период. Изменение ситуации включает пересмотр решения, аннулирование документов, собранных с вторжением в частную жизнь, и прочее.

Этапы рассмотрения дела в ЕС

Все поданные жалобы идут на рассмотрение национальному юрисконсульту. Он изучает их и решает отправить это дело Комитету или в БПС. Комитет состоит из трех судей. Если он решает, что дело не приемлемо, то его рассматривание прекращается. Такое распоряжение невозможно оспорить.

Если Комитет не способен прийти к единому заключению или считает, что ответ не может ими рассматриваться, то жалоба переходит в БПС. Здесь судья-докладчик предоставляет жалобу во всех позициях. Он назначается индивидуальным президентом секции. После рассмотрения идет обращение к правительству-ответчику. Ему задаются вопросы, на которые он должен ответить в определенный период. Все ответы передаются для изучения заявителем. Он обязан предоставить собственную позицию перед отправкой дела в БПС.

Если заявитель не способен оплатить услуги адвоката, он обращается в ЕС для просьбы о правовой помощи. ЕС предоставляет такую помощь. БПС состоит из семи судей. Один судья представляет круг интересов государства-ответчика. Все решения, принятые БПС, окончательные.

После утверждения жалобы обе стороны могут достигнуть мирного урегулирования. Если это возможно, то Суд фиксирует это решение. БПС может прервать дело на любом этапе если:

- заявитель не проявляет должной заинтересованности к своей жалобе;
- спор урегулировался мирным путем;
- последующее рассмотрение жалобы не является оправданным;
- нарушен регламент суда;
- представлена декларация о признании жалобы государством-ответчиком и прочие случаи.
Заявитель может самостоятельно отказаться от собственной претензии на любом периоде рассмотрения дела.

Очередность рассмотрения жалобы в ЕС

Первыми изучаются срочные жалобы. К данной категории зачислены те, которые связаны с угрозой жизни человека или угрозой его здоровью. Сюда относят и дела, связанные с личной или семейной жизнью, особенно если на кону стоит благополучие ребенка.

Следующими по важности стоят вопросы, которые связаны с эффективностью конвенционной системы. Здесь изучаются жалобы, по которым разрабатываются распоряжения пилотных проектов, а также те, которые затрагивают общие интересы.

После этого на рассмотрение поступают жалобы, которые представлены с аргументированными доказательствами нарушения постановлений Конвенции. И только после всего вышеперечисленного рассматриваются сомнительные и неприемлемые жалобы.

На практике это означает, что аргументированная жалоба на бесчеловечное отношение (пытки) будет рассмотрена перед жалобой о несоблюдении свободы слова.

Эти правила были установлены для того, чтобы максимально быстро рассматривать важные дела, которые затрагивают самые распространенные проблемы. Низкий приоритет получают жалобы, которые неоднократно повторялись из-за введения какого-либо пилотного Постановления ЕС.
ЕС по правам человека продолжает работать над этими правилами. Для выявления их эффективности создана специальная группа, которая принимает заключение о рациональности данного правила.