Процедура рассмотрения межгосударственных жалоб в Европейском суде по правам человека

Европейский Суд рассматривает межгосударственные жалобы в порядке, утвержденном Регламентом. Практика рассмотрения межгосударственных жалоб очень невелика, поскольку жалобы подаются крайне редко, но эта практика существует и помогает урегулировать отношения между государствами. Изложенная ниже информация почерпнута из Регламента 2012 года.

Подача межгосударственной жалобы

Межгосударственную жалобу может подать одно государство, являющееся участником Совета Европы, на другое государство, входящее в состав Совета Европы. Оба государства должны быть подписантами Конвенции.

Основанием для жалобы-заявления может быть исключительно нарушение свобод и прав, признанных Конвенцией и последующими дополняющими Конвенцию протоколами.

Сторона-истец не обязана уведомлять о предстоящем иске сторону-ответчика.

Ввиду того, что государства-участники судебного разбирательства подписали Конвенцию, обращение в ЕСПЧ не считается вмешательством в дела независимого государства.

Государство-истец имеет право подавать жалобы-заявления для того, чтобы восстановить права своих граждан, нарушенные вмешательством государства-ответчика. Однако Суд также признает случаи, в которых государство-истец обвиняет другое государство в ущемлении так называемых "коллективных прав" граждан других государств даже в тех случаях, когда не затронуты интересы граждан государства - подателя жалобы.

Содержание

Межгосударственная жалоба должна подаваться в Совет Европы в письменном виде и включать определенную информацию:

1. Наименование государства-ответчика.
2. Точное изложение фактов.
3. Четкое описание предполагаемого нарушения Конвенции.
4. Доказательства предполагаемого нарушения.
5. Подтверждение соблюдения условий приемлемости жалобы. Главные условия приемлемости - это исчерпание всех внутренних ресурсов (кассации) для урегулирования конфликта и соблюденные сроки подачи жалобы (не более полугода от даты принятия решений судом определенной в Регламенте инстанции).
6. Имена, фамилии и адреса лиц, назначенных государством-истцом уполномоченными по делам ЕСПЧ.
7. Приложение: копии судебных или иных документов, непосредственно относящихся к сути поданной жалобы.

Судьи-докладчики

Решение о приемлемости заявления принимается на основании заключения, сделанного судьями-докладчиками (или одним докладчиком). Судьи-докладчики (один или несколько) назначаются Палатой Европейского Суда, образованной для рассмотрения данного дела. Судьи-докладчики (один или несколько) готовят все необходимые документы: справки, проекты, заключения, на основании которых и будет проводиться слушание.

Решение о приемлемости искового заявления-жалобы

После получения жалобы Председатель уведомляет государство-ответчика о том, что по отношению к нему может быть заведено дело. После этого заявление-жалоба передается в Секцию ЕСПЧ – Палату, избранную на определенный срок.

В качестве членов en officio в заседаниях принимают участие судьи, избранные от истца и от государства-ответчика. Если заявление-жалоба было подано несколькими истцами против одного ответчика или жалобы имеют сходный характер, то они рассматриваются совместно.
После получения дела Председатель предлагает государству-истцу предоставить замечания, подтверждающие приемлемость жалобы. Эти замечания сообщаются государству-ответчику для получения возможных письменных замечаний и пояснений. Также Палата может предложить обеим сторонам предоставить в письменном виде дополнительные замечания. Вопросы приемлемости заявлений-исков возникают по решению Палаты или по требованию сторон.

Производство

После принятия приемлемости дело переводится в производство. Председатель проводит консультации с представителями заинтересованных государств. В ходе консультаций устанавливаются сроки, в течение которых нужно представить доказательства, замечания и другие необходимые для рассмотрения и принятия решений документы. С согласия сторон-участников дела и Председатель принимает решение об устном производстве.

Примирение

После признания жалобы приемлемой Секретарь контактирует со всеми заинтересованными сторонами для возможного принятия мирового соглашения. Палата делает все возможное для того, чтобы мировое соглашение было принято. Все переговоры о возможном мировом соглашении проводятся в конфиденциальном порядке. Ни одно из действий, предложений или уступок, озвученных в ходе переговоров, не может быть использовано в дальнейшем при слушании и разбирательстве. Если Секретарь сообщает Палате о том, что конфликт исчерпан, Палата исключает жалобу из заявлений, подлежащих рассмотрению.

Компенсация

Государство-заявитель должно своевременно предъявить свои требования о компенсации, которая будет выплачиваться государством-ответчиком в том случае, если решение Суда будет вынесено в пользу истца. Требования о компенсации должны быть предъявлены в сроки предоставления заявителем документов по существу дела. Эти требования предоставляются к ознакомлению представителям государства-ответчика. В том случае, если требования не предъявлены в срок, Палата может полностью или частично отказать заявителю в присуждении ему компенсации.