Процедура рассмотрения индивидуальных жалоб в Европейском суде по правам человека

Обращаясь в Европейский Суд по правам человека с индивидуальной жалобой, необходимо подготовиться к длительному процессу, который будет продолжаться 2-4 года. Процедура рассмотрения состоит из двух основных этапов: рассмотрение жалобы на её приемлемость и рассмотрение жалобы по существу.

Рассмотрение на приемлемость

Рассмотрение на приемлемость начинается с предварительной стадии, во время которой заявитель ведёт переписку с Секретариатом ЕСПЧ. Переписка может вестись на русском языке. Во время предварительной стадии происходит регистрация жалобы. Затем наступает период, во время которого Комитет судей может вынести решение о неприемлемости жалобы, то есть отказать в её рассмотрении. Либо же направить жалобу для ознакомления Представителю РФ в ЕСПЧ. При этом предусматривается возможность обмена возражениями между сторонами. После того, как обмен возражениями закончен, суд рассматривает соответствие жалобы формальным критериям, которые установлены Европейской Конвенцией о защите прав и основных свобод. Если жалоба не отвечает данным требованием, она признаётся неприемлемой и отклоняется. Обжалование данного решения не предусмотрено.

Рассмотрение по существу

Второй этап - рассмотрение дела по существу. На этом этапе ЕСПЧ выносит своё решение о том, что имело место нарушение какого-либо права из указанных в Европейской Конвенции. Практика последних лет показывает, что признание жалобы приемлемой и её рассмотрение по существу может происходить одним составом Палаты судей. В отдельных случаях ЕСПЧ назначает публичное слушание с участием адвоката заявителя и представителем государства-ответчика. Заявителю также предоставляется возможность участвовать в публичном слушании.

Во время рассмотрения дела по существу, обе стороны в письменном виде предоставляют ЕСПЧ информацию о своей позиции. В соответствии с процедурой, данные документы должны быть представлены на официальном языке Совета Европы (английском или французском). Все стороны выступают в Суде также на официальном языке Совета Европы. По регламенту, длительность выступления не должна быть более 30 минут. По окончании публичного слушания, ЕСПЧ отводится 6 месяцев на принятие решения. Далее решение направляют участникам процесса и передают в Комитет Министров Совета Европы, представители которого будут осуществлять контроль над его исполнением.

Исполнение решения

Государство-ответчик обязано исполнить решение ЕСПЧ по выплате установленной компенсации в течение 3 месяцев с момента его оглашения. Зачастую ЕСПЧ не ограничивается решением по выплате компенсации и, помимо этого, рекомендует дополнительные меры, которые могут носить как индивидуальный, так и общий характер. Например, мерой индивидуального характера может быть рекомендация отменить предыдущее окончательное решение внутренних судебных органов. Меры общего характера могут предусматривать рекомендации ЕСПЧ по изменению судебной практики, которая существует в государстве-ответчике, но при этом не соответствует Европейской Конвенции о защите прав человека. Исполнение решений ЕСПЧ обеспечивает Комитет Министров Совета Европы. Для этой цели предусмотрена возможность использования политического давления.

Длительность рассмотрения индивидуальной жалобы в ЕСПЧ

Как указывалось выше, процесс рассмотрения индивидуальных жалоб в ЕСПЧ может продолжаться от 2 до 4 лет. Так, например, только на регистрацию жалобы отводится 2-3 месяца. Этап признания жалобы неприемлемой к рассмотрению продолжается 1-2 года. На обмен возражениями отводится 6 месяцев. Рассмотрение жалобы на предмет приемлемости может продолжаться 1,5 года. Решение по существу ЕСПЧ принимает в течении 6 месяцев (не считая времени подготовки к слушаниям).

Правила Регламента ЕСПЧ предоставляют заявителю возможность ускорить процедуру рассмотрения его жалобы. Для этого он должен обратиться в Европейский Суд с ходатайством о внеочередном рассмотрении его дела. Также возможно просить ЕСПЧ о том, чтобы Представитель РФ был досрочно извещён о поданной жалобе. Необходимо отметить, что воспользоваться данной возможностью может довольно узкий круг лиц. Например, в случае, если существует реальная угроза для жизни заявителя. Практика обращений в ЕСПЧ показывает, что минимальные сроки рассмотрения характерны для жалоб, где все претензии изложены чётко и однозначно и касаются нарушения прав не более, чем по двум статьям Европейской Конвенции.

Обращение в ЕСПЧ – возмещение финансовых расходов и материальная помощь

Обращение в Европейский Суд по правам человека является бесплатным. Если признана необходимость личного участия заявителя в публичном слушании, ЕСПЧ может предоставить финансовую помощь для оплаты его проезда и временного проживания в Страсбурге. Решение об этом принимается в том случае, если заявитель не может оплатить данные расходы самостоятельно. Кроме того, если ЕСПЧ установило факт нарушения прав человека, то государство-ответчик обязано наряду с выплатой компенсации возместить траты заявителя на его переписку со Страсбургом, услуги юристов и переводчиков.