Постановление Европейского Суда по делу «Pojatina против Хорватии» (жалоба № 18568/12) от 4 октября 2018 года

ЕСПЧ указал, что отказ медицинского учреждения предоставить акушерку для проведения родов на дому не является нарушением статьи 8 Конвенции (право на уважение частной и семейной жизни). Однако, Суд призвал власти Хорватии урегулировать законодательство, регламентирующее домашние роды.

 

Обстоятельства дела

Заявительница, Ivana Pojatina, является хорваткой 1976 года рождения, проживающей в Загребе. Заявительница родила своих троих детей в госпитале. В 2011 году она забеременела четвертым ребенком, который должен был появиться на свет в феврале 2012 года. Во время беременности заявительница обратилась к Хорватскому Сообществу акушерок с целью найти специалиста для проведения родов  на дому.

Сообщество акушерок сообщило, что согласно хорватскому законодательству, медицинские работники, в том числе акушерки, не могли оказывать помощь в родах на дому. Деятельность акушерок вне госпиталя не была законодательно зафиксирована, поэтому официально акушерки не могли оказывать помощь на дому. Сообщество акушерок сослалось на Министерство Здравоохранения Хорватии, которое сообщило, что в стране отсутствует система, регулирующая роды на дому.

Заявительница была вынуждена прибегнуть к услугам иностранной акушерки и 15 февраля 2012 года она родила ребенка у себя дома.

Позиция заявительницы

9 февраля 2012 года заявительница обратилась с жалобой в Европейский Суд по правам человека. Она указала, что в отношении нее имело место нарушение статьи 8 Конвенции (право на уважение частной и семейной жизни), а также статьи 13 (право на  эффективное средство правовой защиты), поскольку законодательство Хорватии не запрещает роды на дому, но по факту реализация таких родов невозможна, так как медицинские работники не имеют права оказать помощь. Кроме того, заявительница указала, что из-за ее решения родить ребенка дома, ей отказали в последующем медицинском уходе, а также имелись проблемы с получением свидетельства о рождении ребенка.

Позиция Правительства Хорватии

Власти утверждали, что статья 8 Конвенции не применима к делу, поскольку рассматриваемый вопрос представляет собой лишь личное желание заявительницы родить дома, что не могло быть частью ее права на уважение ее частной жизни. Не было никаких научных доказательств того, что роды в медицинском учреждении могли каким-либо образом повредить физически или психологически матери или ребенку.

Законодательство Хорватии регулирует роды и деятельность акушерок в медицинском учреждении, следовательно, отказ в предоставлении акушерки был основан на законе. Власти признают, что многие женщины морально чувствуют себя лучше дома, однако, как показывают исследования, роды в медицинском учреждении гораздо безопаснее, чем дома. Поскольку государства свободны решать многочисленные вопросы, Конвенция не должна обязывать власти обеспечивать роды на дому. Хорватия пока не располагает достаточными финансовыми ресурсами для обеспечения домашних родов, которые могли бы гарантировать тот же уровень медицинского обслуживания, что и в медицинских учреждениях.

Позиция Европейского Суда

Первым делом судьи пришли к выводу, что законодательство Хорватии сильно повлияло на свободу выбора заявительницей места родов. Закон поставил заявительницу перед выбором: родить в госпитале или родить дома, но без помощи акушерки.

Суд считает, что вмешательство в право на уважение частной жизни заявительницы было действительно предусмотрено законом. О невозможности воспользоваться услугами акушерки на дому заявительница узнала уже будучи беременной из письма Сообщества акушерок. ЕСПЧ констатирует отсутствие четкого законодательного регулирования вопроса домашних родов и призывает власти Хорватии исправить ситуацию.

Тем не менее Суд считает, что вмешательство властей в право заявительницы на уважение частной жизни являлось пропорциональным и имело законную цель – защитить здоровье матери и ребенка, поскольку в медицинском учреждении для этого есть все необходимые условия.

Европейский Суд принимает во внимание невозможность обеспечения Хорватией безопасных родов на дому, однако, отмечает прогресс, который власти осуществляют, а именно принятие определенных мер для реализации желания женщин родить на дому. ЕСПЧ призывает власти Хорватии продолжить прогресс в решении данного вопроса.

ЕСПЧ также отметил, что в Хорватии не наказывается проведение родов на дому и ни одна женщина, ни медицинский работник не были привлечены к ответственности за проведение родов на дому.

Что касается жалобы заявительницы о непредоставлении медицинской помощи после родов и сложностях при получении свидетельства о рождении, то ЕСПЧ констатировал следующее: заявительница никогда не жаловалась властям Хорватии на отсутствие медицинской помощи после родов, а административные сложности, связанные с регистрацией ребенка, рожденного дома, являются необходимой мерой для предотвращения злоупотреблений при отсутствии официальной информации о новорожденном или его биологических родителях.

Таким образом, отсутствовало нарушение статьи 8 Конвенции.