Постановление Европейского Суда по делу «Algül и другие против Турции» (жалоба № 59864/12) от 05.02.2019 года

ЕСПЧ указал, что власти Турции нарушили статью 2 Конвенции (право на жизнь), а именно процессуальное обязательство по проведению эффективного расследования гибели солдата, проходившего срочную службу, поскольку в течение четырех лет не могли определить орган, компетентный вести расследование, а расследование в целом длилось 10 лет и привело к прекращению уголовного дела в связи с невозможностью установить виновных лиц.

 

Обстоятельства дела

Заявителями являются семь граждан Турции, İlyas Algül, Cebrail Algül, Cem Algül, Mikail Algül, Zülal Algül, Zeynep Avcı, Ayşe Çiçek, проживающие в Малатае и являющиеся родственниками Erol Algül, который погиб при прохождении военной службы.

28 сентября 2005 года Erol Algül, проходивший в тот момент срочную воинскую службу в городе Шанлыуфра, был найден под завалами разрушившегося караульного помещения. От полученных травм Erol Algül скончался позднее в госпитале. После произошедшего было начато расследование.

31 октября 2008 года военный прокурор города Диярбакыр признал себя неправомочным по ведению расследования и передал уголовное дело Прокурору Республики города Шанлыуфра, который в свою очередь признал себя неправомочным и вернул дело военному прокурору. 6 мая 2009 года военный прокурор снова признал себя неправомочным и повторно направил досье Прокурору Республики. Заявители подали жалобу против данного решения в военный трибунал города Диярбакыр. Судья вынес постановление о признании военного прокурора правомочным вести расследование и вернул ему досье.

2 июля 2012 года военный прокурор города Диярбакыра вынес постановление о прекращении уголовного дела в связи с невозможностью установления виновных в разрушении караульного помещения. В августе 2012 года было назначено дополнительное расследование, длившееся еще несколько лет.

6 августа 2015 года военный прокурор вынес постановление о полном прекращении расследования, которое заявители обжаловали в военный трибунал. 13 августа 2015 года судья военного трибунала отклонил жалобу заявителей и уголовное дело было признано прекращенным.

В 2014 году заявители, являющиеся родственниками погибшего, подали заявление о возмещении морального ущерба в Высший административный военный суд. Данная процедура на настоящий момент не завершена.

Позиция заявителей

Родственники погибшего солдата утверждают, что турецкие власти нарушили статью 2 Европейской Конвенции (право на жизнь), поскольку не провели необходимое и эффективное расследование гибели солдата при прохождении срочной службы.

Позиция Правительства Турции

Власти указали свое несогласие с позицией заявителей, ссылаясь на эффективность проведенного расследования, а также посчитали, что заявители не исчерпали необходимые имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, следовательно, жалоба является неприемлемой.

Позиция Европейского Суда

Судьи посчитали, что у заявителей не было необходимости обращаться в Конституционный Суд, поэтому все имеющиеся средства правовой защиты ими были корректно исчерпаны, то есть жалоба является приемлемой.

Что же касается эффективности расследования, то Европейский Суд отметил следующее. Изначально расследование отвечало минимальным требованиям эффективности, поскольку инцидент произошел 28 сентября 2005 года, в тот же день военный прокурор был о нем извещен и сразу было возбуждено уголовное дело. Тем не менее, только по прошествии трех лет военный прокурор признал себя неправомочным проводить данное расследование. Более того, после передачи уголовного дела Прокурору Республики, тот тоже в свою очередь признал себя неправомочным. ЕСПЧ констатирует, что в общей сложности турецким властям понадобилось более четырех лет, чтобы определить орган, компетентный провести расследование гибели солдата.

Судьи также отмечают, что в 2012 году, то есть спустя семь лет после случившегося, было вынесено постановление о прекращении уголовного дела по причине невозможности установить виновных. Дополнительное расследование, назначенное в августе 2012 года, продлилось еще три года и также не позволило определить виновных, что неудивительно по прошествии стольких лет после случившегося. ЕСПЧ отмечает, что расследование, окончательно прекращенное в 2015 году, длилось  десять. Суд напоминает, что власти обязаны проводить эффективное расследование и в случае возникновения сложностей, приложить все возможные усилия для их разрешения. В настоящем случае власти затянули проведение расследование по формальным причинам (невозможность определить компетентное лицо), что существенно сказалось на возможности найти виновных и восстановить ход событий после стольких лет спустя.

Таким образом, столь длительное расследование, окончившееся спустя десять лет вынесением постановления о прекращении уголовного дела по причине невозможности установить виновных, не отвечает требованиям эффективного расследования, как того требует статья 2 Европейской Конвенции (право на жизнь). ЕСПЧ пришел к выводу, что власти Турции нарушили статью 2 Конвенции.

Компенсация

Заявители не подали ходатайство о возмещении морального и материального ущерба.