Ограничение свободы собраний органами государственной власти России нарушают Европейскую конвенцию

7 февраля текущего года Европейский суд по правам человека вынес постановление по делу Лашманкин и другие против России.

В основу дела легли жалобы 23 граждан Российской Федерации, которые планировали провести ряд публичных мероприятий (пикеты, шествия, парады и митинги).

С целью проведения данных мероприятий заявители подали в компетентные органы власти уведомление об их проведении. При этом власти либо отказывали в согласовании места, времени и формы проведения мероприятий, предлагая иные варианты (которые, по словам заявителей, делали невозможным достижение целей мероприятий), либо вообще отказывали в проведении мероприятий, не предлагая никаких альтернативных вариантов. По словам заявителей, решения органов власти относительно проведения публичных мероприятий, не были достаточно обоснованы.

Несмотря на то, что в ряде случаев заявителям удалось провести публичные мероприятия, во время проведения данных мероприятий участники были разогнаны полицией, некоторые арестованы и привлечены к административной ответственности.

Заявители пытались оспорить отказ в проведении публичных мероприятий в судах, большинство из которых отклонили их жалобы, сославшись на то, что отказ в согласовании мероприятий со стороны органов власти был обоснованным и не противоречил действующему законодательству.

В своих жалобах, направленных в ЕСПЧ, заявители ссылались на статьи 10 (право на свободу выражения мнения), 11 (право на свободу собраний), 13 (право на эффективное средство судебной защиты) в совокупности со статьей 11, 14 (запрещение дискриминации), 5 (право на свободу и личную неприкосновенность), а также статью 6 (право на справедливое судебное разбирательство) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Рассмотрев дело, Страсбургский суд отметил, что органы власти, отказав в согласовании времени, места или формы проведения публичных мероприятий, не представили достаточных обоснований для данных отказов. Таким образом, по заявлению ЕСПЧ, вмешательство органов власти в проведение публичных мероприятий не было «необходимым в демократическом обществе». Законодательные нормы, на которых были основаны данные отказы, давали органам широкие дискреционные полномочия, не отвечая таким образом требованиям качества закона.

 

Таким образом, ЕСПЧ, признав статьи 11, 13 в совокупности со статьей 11, 5 и 6 Европейской конвенции нарушенными, постановил выплатить участнику публичных мероприятий Тарасову компенсацию за причинение материального вреда в размере 450 Евро, выплатить троим заявителям компенсацию за причинение морального вреда в размере 10 000 Евро, четырнадцати – в размере 7 500 Евро, пяти – в размере 5 000 Евро, а также возместить девяти заявителям понесенные ими судебные издержки в общей сумме на 11 600 Евро.