Интервью профессора Ульриха Зоммера журналисту А.Александровой на тему «Европейский суд». Видео

 

Интервью профессора Ульриха Зоммера журналисту Анастасии Александровой на тему «Европейский суд». Видео.

 

У.З.: К нам поступают многочисленные обращения, в частности из России, с жалобами на действия государственных органов и судов. В них заявители, зачастую справедливо, полагают, что их права человека были нарушены. Однако это еще не повод обратиться в Европейский суд по правам человека, поскольку главным условием для этого является исчерпание внутригосударственных средств правовой защиты. Как закреплено в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в первую очередь, нужно добиваться правосудия и защиты прав в своем государстве. Когда все предпринятые действия окажутся безрезультатными, можно обращаться в Страсбургский суд. Это значит, что, например, по уголовному делу нужно пройти все судебные инстанции, и если последняя в результате приняла обвинительный приговор в отношении Вас, то, имея на руках такое решение, Вы можете в течение 6 месяцев подать жалобу в Европейский суд по правам человека. При этом необходимо указать, каким образом принятое судом решение или весь судебный процесс нарушает Европейскую конвенцию по правам человека. Следует отметить, что на исчерпание всех средств правовой защиты уходит много времени, так что это достаточно длительный процесс, и он требует от заявителя терпения. Впрочем, и последующее разбирательство в Страсбургском суде может затянуться надолго.

А.А.: Европейский суд по правам человека может отклонить жалобу по той причине, что она не удовлетворяет определенные требования. Могли бы Вы назвать основные критерии, которым должна отвечать жалоба.

У.З.: Самое главное условие – это исчерпание всех внутренних средств правовой защиты и соблюдение сроков подачи жалобы. Я не располагаю точной статистикой, но большинство жалоб отклоняются из-за несоблюдения этих условий. При этом зачастую заявитель только через полгода получает уведомление о том, что его жалоба не может быть рассмотрена Европейским судом, потому что он, например, не обратился в тот или иной суд на территории своего государства, или прошло больше 6 месяцев со дня принятия решения высшей судебной инстанции. При соблюдении этих условий можно самостоятельно, не прибегая к помощи адвоката, составить жалобу или заполнить формуляр – это не так сложно. Но я считаю, что этот вопрос следует доверить профессионалу. Необходимо хорошо знать практику Европейского суда, так как в рассмотрении жалобы может быть отказано, если Судом уже принято решение по аналогичному делу. Заявителю в таком случае будет рекомендовано ознакомиться с соответствующим решением Европейского суда.

А.А.: Считаете ли Вы правильным, что Европейский суд принимает решение в отсутствие адвоката?

У.З.: Нет, не считаю. К сожалению, в судебном процессе в Страсбурге очень мало коммуникаций. Как адвокат, мне хотелось бы иметь возможность больше общаться с судом, с судьями, принимающими решения. Очевидно, что из-за своей популярности Европейский суд в настоящее время завален жалобами, и поэтому были найдены достаточно прагматичные способы рассмотрения дел. Так, например, поступившую жалобу читает один единственный судья. При этом он не может быть представителем государства, против которого подана жалоба. Как правило, судья устанавливает, что Европейская конвенция не нарушена, что некоторые обстоятельства не доказуемы, или что не соблюден срок подачи жалобы и прочее. Как раз на этой стадии отклоняется около 90 процентов жалоб. Если же судья посчитает, что в данном случае есть вероятность того, что нарушена Европейская конвенция, то на следующем этапе коллегия из трех судей в присутствии судьи от государства-ответчика обсуждает жалобу и решает вопрос о том, подлежит ли она рассмотрению Европейским судом или нет. Затем Суд уведомляет соответствующее государство о поступившей против него жалобе и просит высказать свое мнение. Только после этого начинается настоящая дискуссия по данной жалобе. Заявитель не имеет возможности сказать Суду больше того, что он уже написал в своей жалобе. Никаких переговоров с Судом не ведется, нет никаких контактов заявителя с Судом. Если только процесс по делу будет продолжен, и государство-ответчик, например, российское правительство, высказывает свое мнение, то тогда может появиться возможность выступить в суде. В результате решение, как правило, принимается в письменном виде. Количество дел, по которым ведется устное разбирательство, с каждым годом уменьшается. В этом можно убедиться, все устные разбирательства опубликованы в интернете.

А.А.: Если дело все-таки доходит до слушания, это значит, что на нем должен присутствовать представитель соответствующего государства?

У.З.: У каждого государства есть свой представитель в Суде – это, как правило, правительственный чиновник. Например, от Германии – это сотрудник Федерального министерства юстиции. Они обрабатывают документы, готовят заключения по жалобам, присутствуют на устном разбирательстве и выступают перед Судом от имени государства-ответчика.

А.А.: Итак, Вы как адвокат подаете жалобу. Есть ли у Вас возможность, пока ожидается реакция Суда, как-то повлиять на судей?

У.З.: Надеюсь, что составленную мною жалобу как минимум прочтут. В процессе подготовки жалобы я исхожу из того, что необходимо представить обстоятельства дела в целом и то, что, на мой взгляд, является нарушением Европейской конвенции. После чего необходимо ждать ответа из Суда. Во внутригосударственном судебном процессе адвокат рано или поздно узнает о реакции суда. Понятно, что у каждой стороны свой взгляд на судебное дело. Если моя позиция по делу противоречит позиции суда, то у меня есть возможность вступить в процесс и высказать свое мнение в суде. Например, если раньше какие-то обстоятельства адвокат считал второстепенными, то теперь он хотел бы обратить на них внимание суда. В Европейском суде, к сожалению, так не происходит. К большому разочарованию наших клиентов нередко с момента подачи во многом перспективной жалобы может пройти четыре года без каких-либо новостей из Суда, после чего мандант получает короткое уведомление об отклонении жалобы. После получения отказа становится ясно, что дело было рассмотрено совсем в другом ключе, и что желательно было бы иметь возможность высказать свое мнение или написать Суду раньше.

А.А.: Что происходит дальше – ведь это последняя инстанция?

У.З.: Если жалоба отклонена из-за ее недопустимости, то уже ничего нельзя сделать. С недавних пор в Европейском суде предусмотрена процедура обжалования. В исключительных случаях по очень важным делам, в том числе имеющим наднациональное значение, может заседать Большая палата Европейского суда. Но это происходит очень редко. Несколько жалоб, рассмотренных Большой палатой Европейского суда, по сравнению с десятками тысяч дел – это, конечно, очень мало.