Европейский суд по правам человека в Страсбурге (ЕСПЧ)

Европейская Конвенция, действующая с 3 сентября 1953 г прошлого века, была создана для утверждения и защиты основополагающих прав современного человека. Чтобы обеспечить должный уровень соблюдения обязательств, изложенных в Европейской Конвенции, 21 января 1959 года начал свою работу Европейский суд по правам человека.

Важнейшей задачей данной организации является защита свобод и прав человека тех государств, которые приняли участие в Конвенции. Кроме того, работа Европейского суда заключается в рассмотрении вопросов, которые относятся к применению и толкованию Конвенции, среди которых в частности жалобы отдельных лиц и межгосударственные дела.

Контроль над исполнением решения суда Европейского Союза

Контроль над соответствующим исполнением решения суда, в соответствии со ст. №46 Конвенции, осуществляется Комитетом совета Европы. При этом в сферу деятельности данной структуры входит надзор за осуществлением своевременных выплат компенсации. Кроме того, Комитет обязан осуществлять контроль над тем, как государство, принимающее участие в Конвенции, исправляет обнаруженные расхождения норм своего внутреннего права со стандартами Европейского Совета.

Согласно Уставу Совета, невыполнение решения суда ведет к приостановлению членства, а также может стать причиной исключения государства из состава Совета. Длительная практика Суда ЕС не знает прецедентов невыполнения решений странами, являющимися членами Совета ЕС, что свидетельствует об эффективности работы организации.

Основные функции Суда

Суд ЕС расположен во Франции в г. Страсбург и не является постоянно действующим. Заседания, как правило, проводятся в течение одной недели каждого месяца. В состав организации входит количество судей, равное количеству государств, которые являются членами Совета Европы, но не более одного представителя от одного государства. Выбор судей проводится Парламентской Ассамблеей из кандидатов, предоставленных государствами, сроком не более девяти лет. При этом со вступления в должность, действующие судьи не имеют права осуществлять какую-либо другую деятельность и занимать должность, несовместимую с требованиями поста, беспристрастностью и независимостью.

Суд Европейского союза имеет право рассматривать жалобы, которые поданы на государства, признавшие его юрисдикцию, а также дела в отношении государств, согласившихся на рассмотрение конкретного дела в суде ЕС.

После принятия протокола №9 Конвенции, дела могут быть переданы суду к рассмотрению не только странами, но и лицами, группой лиц, или же неправительственными организациями. В случае, при котором дело передается в суд самим заявителем, в соответствие с Протоколом №9, рассмотрение жалобы может быть отклонено. Данное решение может приниматься группой судей, в составе из трех человек, среди которых находится также судья - представитель заинтересованного государства. В этом случае, при принятии единогласного решения, дело передается к рассмотрению в Комитет министров.

Рассмотрение дела осуществляется камерами (палатами), в составе которых девять судей. Членами ex officio при этом являются: председатель, заместитель председателя и судья (гражданин государства, которое является стороной в процессе). В случае, где судья от государства берет самоотвод, или в связи со сложившимися обстоятельствами не может принять участие в процессе — государством назначается специальный судья. Назначение остальных членов суда проводится по жребию.

Палата, из трех судей может, а при определенных обстоятельствах и обязана, отказаться от рассмотрения дела в пользу юрисдикции Большой палаты, которая в особых случаях, оговоренных регламентом, может отказаться от юрисдикции в пользу пленарного заседания Суда.

Особенности жалоб

Жалоба принимается к рассмотрению судом на основе предоставленных заявителем и другими участниками спора письменных и устных замечаний. Начало процедуры письменное и подразумевает рассмотрение предъявленных документов и памятных записок. На этом этапе судом проводятся слушания, являющиеся открытыми, после чего за закрытыми дверями судьями проводятся прения. Далее, принимается решение о том, имели ли место нарушения прав человека, прописанных в Конвенции.

В обязанности суда ЕС входит контроль над неукоснительным соблюдением норм Конвенции, а также их исполнением государствами-участниками. Подобная задача осуществляется посредством рассмотрения и решения конкретных дел, которые приняты к производству. Началом рассмотрения могут послужить: индивидуальная жалоба (подается физическим лицом, или группой лиц). Также это может быть жалоба неправительственной организации. Кроме того, суд ЕС вправе принимать жалобы о предположительных нарушениях Конвенции одной из стран, входящих в состав Совета Европы по отношению к другому государству, входящему в состав Совета.

В обязанности суда входит рассмотрение конкретных жалоб для установления факта допущения нарушения прав, обозначенных Конвенцией. Суд имеет право присудить удовлетворение претензий заявителя в виде денежной компенсации морального ущерба и вреда. Кроме того, суд также имеет право присудить возмещение выигравшей стороне расходов и издержек.