Любой гражданин одного из государств-членов Совета Европы, предполагающий, что одно из прав Конвенции было ущемлено, имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Предпосылки, процедура, формальности.

Права любого человека защищаются различными законодательными актами, для каждого конкретного случая существует законное определение, а в спорных вопросах гражданам на помощь приходит суд. Но зачастую участники процесса недовольны решением суда, считают его предвзятым и стремятся восстановить справедливость с помощью вышестоящей инстанции.

На решение, принятое районным судом подается апелляция в областной, а далее - в Верховный суд. Если ни одним судом не удалось добиться нужного результата, то можно попытаться обратиться за помощью в Европейский суд.

Жалоба в Европейский суд

Конвенция о защите прав человека предоставляет каждому гражданину страны-участника Конвенции возможность обжаловать действия государства в Европейском суде по правам человека, подав жалобу с указанием действий, нарушающих положения Конвенции.
Страсбургский суд рассматривает претензии только к государству, пожаловаться на гражданина либо юридическое лицо невозможно, то есть подать иск к фирме, не заплатившей за работу нельзя, а подать иск с претензией к своему государству, которое не смогло защитить права работника, вполне возможно.

Какие претезии рассматриваются ЕСПЧ

В ЕСПЧ рассматриваются не все дела и жалобы обратившихся с иском людей. В Европейском суде имеют значение жалобы лишь на такие правонарушения, которые обозначены в Европейской конвенции по правам человека.
В компетенцию ЕСПЧ не входит рассмотрение претензий на несоблюдение законодательства РФ или другого государства, если указанный вид нарушений не обозначен в Конвенции.

Когда можно обратиться в ЕСПЧ

Представить жалобу Европейскому суду возможно лишь после прохождения судов всех инстанций, то есть гражданин обращается к помощи ЕСПЧ, только исчерпав все внутригосударственные возможности.

Если возникла проблема или спорная ситуация, у гражданина есть возможность обратиться для разрешения вопроса в суд своей страны. При неудовлетворительном или неправомерном решении суда человек имеет право обжалования решения в вышестоящей инстанции. Лишь получив отрицательный результат во всех имеющихся судебных инстанциях страны, можно посылать обращение в ЕСПЧ.

Суд принимает претензию, иск или жалобу только в течение полугода после вынесения вердикта суда последней инстанции.

Порядок подачи жалобы в Европейский суд

Все дела принимаются и регистрируются в Секретариате Европейского суда исключительно после подачи жалобы, оформленной согласно требованиям инстанции.

Для оформления претензии нужно скачать формуляр с сайта суда, заполнить его с учетом Инструкции по заполнению формуляра жалобы, подробно изложить исходные факты и обозначить предмет спора, обоснование нарушений прав государственной властью, а также перечислить предпринятые действия для восстановления прав и выразить просьбу заявителя.

К жалобе прилагаются копии любых документов, имеющих непосредственное отношение к спорной ситуации. Все документы требуется подавать в единственном экземпляре.

Содержание обращения должно соответствовать регламенту Европейского суда и критериям приемлемости, которые обозначены в Конвенции о правах человека.

Суть жалобы может быть изложена на любом государственном языке страны, участвующей в Совете Европы.

Процедура рассмотрения дела

Если претензия принята к рассмотрению Страсбургским судом, заявитель уведомляется Секретарем Комиссии. В дальнейшем комиссия будет регулярно информировать о ходе рассмотрения текущего дела и исследования фактов. Жалоба может быть исключена на определенном этапе разбирательства, о чем гражданин также будет незамедлительно оповещен.
Срок рассмотрения очень длительный, иногда протекающий несколько лет.

Если в ходе разбирательства отклонений от жалобы не выявлено и судом подтверждено нарушение прав заявителя, комиссия представляет отчет с изложением изученным фактов и заключением о доказательствах правонарушений.

В дальнейшем государство-участник должно передать дело в суд либо устранить допущенные нарушения. Комитет министров может установить ограниченный срок, до окончания которого государству требуется предпринять меры для устранения нарушений. При бездействии государства через три месяца Комитетом министров принимается решение о необходимости передачи жалобы в Европейский суд.

Страсбургский суд имеет собственный регламент рассмотрения спорных вопросов, который основан на равноправии сторон-участников и принципе состязательного процесса. Решение ЕСПЧ является последним и в обязательном порядке подлежит исполнению властью страны, против которой была подана претензия. Пересмотр дела и вынесение повторного решения по вновь открывшимся обстоятельствам возможен лишь самим Европейским судом в течение полугода. Участникам процесса в течение трех лет могут быть разъяснены определенные положения судебного решения.

Судебные расходы

Если заявитель не имеет требуемого количества средств для оплаты юридических услуг, то Европейский суд освободит его от данных расходов. Также возможно возмещение стоимости проезда или перелета, проживания и других расходов гражданина или его официального представителя, если установлено отсутствие у участника судебного процесса необходимых средств. Для получения подобной компенсации нужно предоставить суду заявление и заверенную декларацию о доходах.

Обращаться в ЕСПЧ самостоятельно либо воспользоваться услугами профессионала - каждый гражданин решает самостоятельно. Более детальную информацию о порядке подачи жалобы в Европейский суд, ее регистрации и контроля за текущим рассмотрением можно найти на официальном ресурсе инстанции, а консультацию по ведению подобных дел лучше получить у грамотного и опытного специалиста.