Дорога в Страсбург

Конвенция о защите прав человека и основных свобод была подготовлена Советом Европы и открыта для подписания 4 ноября 1950 года.

На сегодняшний день, в подписании и ратификации этого договора, приняли участие почти все европейские страны, включая Россию. Закреплённые в нём законы, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права, имеют юридическую силу и на территории Российской Федерации.

Этот международный документ, устанавливает неотъемлемое соблюдение правовых стандартов, защищающих основополагающие права человека, такие как: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на уважение частной и семейной жизни, право на свободу мысли, совести и религии, свободу выражения мнения, свободу собраний и ассоциаций.
Особое место отведено статье 6 Конвенции, в которой гарантируется право на справедливое судебное разбирательство. Представленный, в ней, комплекс процессуальных прав и обязанностей, способствует детальному, нормативному регулированию в сфере уголовного судопроизводства.

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод позволяет всем российским и европейским гражданам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Страсбургский Суд, если они считают свои права нарушенными, как со стороны судебных, так и других официальных органов государственной власти РФ.

Обращения с жалобой о нарушении прав человека утвердили себя на практике, как один из серьёзнейших правовых инструментов для определения процессуальных норм в рамках уголовного судебного разбирательства. Даже если принятие решения Страсбургским Судом затягивается, из-за длительного ведения делопроизводства, у обвиняемого появляется реальный шанс, изменить его ситуацию в уголовном процессе, так как подобные жалобы составляют основную часть работы Европейского Суда по правам человека.

Оформление и подача индивидуальной жалобы производится в письменной форме. При этом участие адвоката не обязательно, но правильная и эффективная формулировка текста обращения, может вызвать определённые сложности у российских граждан, в следствии слабой подготовленности в юридических вопросах по международному праву.

Жалоба может быть составлена как на русском, так и на любом другом официальном языке Государства, ратифицировавшего этот договор. В качестве «Ответчика», виновного в нарушении прав человека, всегда должна выступать Высокая договаривающаяся сторона, т.е. Государство — участник Конвенции. Кроме этого, необходимо чётко описать обстоятельствa дела, из которого следует явное нарушение положений Конвенции. Как правило, здесь потребуется изложить весь ход уголовного процесса путем предоставления копий, обжалованных решений или письменных жалоб защиты.

В соответствии с требованиями, регламентированными Европейским Судом, следует предоставить неопровержимые доказательства того, что все средства правовой защиты, внутри страны были исчерпаны. Поэтому, прежде чем обращаться в международную инстанцию, заявитель обязан использовать все имеющиеся правовые инструменты, предусмотренные национальным законодательством этой страны. Надлежит задействовать все государственные органы, включая в первую очередь национальные суды, обязанностью которых, является, устранение нарушений гражданских и политических прав на внутригосударственном уровне.

Только после того как, окончательно, утрачена всякая надежда на восстановление справедливости, следует направлять жалобу в Страсбургский Суд.
Согласно Европейской Конвенции, подать жалобу, включая «техническую» перeсылку документов по почте, можно в течении шести месяцев с момента вынесения национальным судом окончательного решения. Начало отсчёта установленного срока начинается со дня вручения приговора.

Процедура рассмотрения жалобы в Европейском Суде определяется его организацией. Kоличество избранных членов данного международно- правового механизма, соответствует числу Государств, ратифицировавших Конвенцию (в настоящее время таковыми являются 47 государств-членов Совета Европы). Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы на шестилетний срок с возможностью последующего переизбрания.
Европейский суд состоит из 4 функциональных Секций, каждая из которых формируется по географическому признаку и представляет различные типы правовой системы Государств- участников Конвеции. Палаты в количестве семи судей, образованные из состава каждой Секций, являются ядром всей организации, так как вынесенные ими постановления, имеют окончательный характер и обжалованию не подлежат. В соответствии с Регламентом Суда, назначение членов палаты, рассматривающих каждое конкретное дело, производится на основе ротации. При этом предусматривается обязательное участие судьи от того Государства, против которого подается жалоба.

Общая процедура начинается с регистрации заявления в Секретариате Суда. Для предварительного рассмотрения каждого дела назначается судья — докладчик, в обязанность которого входит, определить жалобу на предмет приемлемости. Если судья — докладчик сочтёт поданное заявление недостаточно аргументированным для дальнейшего разбирательства, то оно направляется в Комитет из 3 судей, который вправе принять окончательное решение о неприемлемости жалобы.

Как правило подавляющее большинство обращений в Европейский Суд откланяется на первоначальном этапе их рассмотрения.
В случае необходимости проведения дополнительной проверки заявления, судья-докладчик передаёт его в Палату, по усмотрению которой решаются вопросы приемлемости. Если Палата признает жалобу приемлемой, она вправе довести данную жалобу до сведения Государства- ответчика. На данной стадии разбирательства, заявитель ввиду своей финансовой несостоятельности может подать заявление на получение финансовой помощи на проведение процесса, в особенности на оплату услуг адвоката.

При необходимости, после получения официального ответа от представителей обжалованного государства, могут проводиться дополнительные расследования и после этого устные суебные заседания (слушания) в суде. Имеют место исключения, когда против заключительного решения суда (малой палаты), вызывается на совещание большая палата судей, состоящая из 17 человек.

Вследствие того, что Европейский суд стремится к вынесению справедливого решения по конкретному делу, на первом этапе производится проверка всех возможностей по мирному урегулированию спора между сторонами. В прошлом достигались мировые соглашения, состоявшие из выплат денежных компенсаций или амнистий со стороны обжалованных государств. В таких случаях вынесение судебных решений более не требовалось. Нередко процессы завершались без вынесения решения, так как требования жалобщика выполнялись заранее. Обжалованные государства часто и без внешнего давления со стороны Европейского суда отменяли обжалованные меры или изменяли вызывавшие порицание формулировки законов. Мировое соглашениe может стать концом процесса, если будет обеспечено соблюдение положений Конвенции со стороны обжалованного государства и в будущем.

Если жалоба допускается к рассмотрению и путь мирового соглашения невозможен, тогда судом выносится решение. Как правило, оглашение приговора проходит после устного судебного заседания. Палата судей выносит приговор простым большинством голосов, хотя существует возможность специальных форм голосования при различных мнениях отдельных судей.

Эффект приговора, не подлежащего оспариванию, не заключается в непосредственном изменении ситуации в государстве. Приговор не носит кассационный характер, судебный процесс Европейского суда также не предусматривает прямого вмешательства в национальный суверенитет. Европейский суд большей частью выносит приговор, который фиксирует нарушение Конвенции со стороны обжалованного государства и который является обязательным для государства.

Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязались выполнять и в юридическом порядке реагировать на подобные приговоры, которые касаются непосредственно этих государств (статья 46, абзац 1 Конвенции по правам человека). Исполнение приговора контролируется комитетом министров. Kомитет устанавливает срок, в течение которого обжалованное государство обязано устранить обстоятельства, нарушающие положения Конвенции. Устранение обстоятельств может заключаться в отмене распорядительных актов и вплоть до внесения изменений в действующее национальное законодательство.

Европейский суд по правам человека в формальном смысле не является судом, стоящим выше российских судов. Поэтому, если Европейский суд установил в уголовном процессе России нарушения Конвенции, то это фиксируется приговором, в следствии чего это приводит к тому, что в обязанность компетентных российских органов, в большинстве случаев, судов, входит принятие новых решений. Эти решения должны привести к восстановлению нарушенного положения Конвенции.

Адвокат, например, может легко добиться нового рассмотрения вопроса о тюремном заключении, путём подачи жалобы. Европейский суд также в состоянии оказать помощь заявителю в выплате компенсации за понесенный ущерб, который понесла пострадавшая сторона в результате противоречащих Конвенции актов. Европейский суд признаёт и поддерживает права заявителей на получении справедливой компенсации.

Подобное решение суда, которое может быть вынесено непосредственно вместе с заключительным приговором, но также и отдельно от него в более поздний срок, дает заявителю более конкретную и практическую пользу от приговора. Компенсация выплачивается за понесенный материальный и нематериальный ущерб. Размер компенсации точно определяется конкретной суммой в приговоре.

Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязались исполнять и данную часть приговора в обязательном порядке. До настоящего времени все государства исполняли свои обязательства по данному пункту. Все подлежащие компенсационные выплаты заявителю, в установленном Европейским судом размере, без задержки приводились в исполнение.